Features of driving at braking
(A part 2)

However the greatest effect it is possible to reach braking on the verge of blocking of wheels - so-called step braking (fig. 20. Thus the driver weakens pressure upon a brake pedal as soon as will feel that blocking of one of a wheel has begun. Blocking of one of back wheels which unload at the expense of a longitudinal list at braking usually begins. Having felt blocking, the driver slightly weakens pressure upon a pedal of a brake blocking stops - the driver again increases pressure, I so some times to a full stop of the car.

At performance both office, and especially emergency braking it is necessary to use brake effect of the engine This reception it is especially important and obligatory at movement on wet and slippery road. Thus it is necessary to mean that the brake force created by the engine, depends on the included transfer. Therefore for achievement of the greatest brake effect at movement on the higher transfer it is necessary to pass to the lowest transfer and the greatest brake effect will be on the first transfer.

All transfers of a forward course of modern cars, as a rule, are synchronised, however, if it is necessary to reduce sharply speed at the expense of brake effect of the engine, for example switchings from the fourth transfer by the second, it is necessary to carry out reception of alignment of frequency of rotation of cogwheels of included transfer. For this purpose it is necessary consistently: quickly to release an accelerator pedal, to squeeze out a coupling pedal, to switch off the fourth transfer, to release a pedal of coupling and sharply to press an accelerator pedal, thereby sharply having increased frequency of rotation of a cranked shaft of the engine by the switched off transfer. Then again also quickly it is necessary to squeeze out a coupling pedal, to include the second transfer and smoothly to release a coupling pedal. Similar switching will allow to include demanded lowest transfer and to avoid raised iznosov and breakages of details of synchronizers.

In case of emergency braking when it is impossible to be switched on time to the lowest transfer, it is necessary to use step braking with the included transfer on which movement was carried out, and not to switch off coupling.

At braking in ice or a rain when coupling factor low, it is necessary to begin braking, without applying a brake but only consistently switching transfers with the higher to the lowest and when there will be jerks in transmission, switch off coupling and stop the car by means of brakes.

At braking forward wheels because of inertial redistribution of weights are loaded more than back, therefore forward wheels are difficult for operating, especially on turns. Hence, it is impossible to brake sharply on turns as it will even more load an external operated wheel which centrifugal force influences. Therefore it is desirable to lower whenever possible before turn speed and to brake at turn passage smoothly, having stretched braking process on bolshee time.

For an effective utilisation of all receptions of braking including emergency, it is necessary to fulfil them practically in various road conditions on a site where there is no movement. In these purposes it is useful on the slippery or snow-covered rolled site in width, sufficient for safety of a stop of the car, to execute exercises. Originally on small speed, 30... 40 km/h to spend braking with full blocking of wheels, feeling constant delay of the car and its lateral pulling down from an initial direction of movement. Last condition will be especially appreciable if thus to turn a steering wheel every which way.

At performance of this exercise it is necessary to note safe subjects (soft landmarks) a brake way of the car. Then at the same initial speed to carry out faltering and step braking, and in the beginning interruption cycles it is possible to do big enough to feel the moments of blocking and rastormazhivanija wheels, and then these cycles to reduce to greatest possible, carrying out pulsing delay of the car, reducing a brake way and correcting a movement direction.

Further, observing traffic safety, it is possible to increase initial speed of braking to 80... 100 km/h and also to fulfil use of brake effect of the engine by inclusion of lowering transfers.

And at last, an extreme case of braking at refusal of working brake system. This critical situation will be shown in the form of a failure of a brake pedal against the stop in a body floor. Thus, without losing composure, it is necessary to press several rolling a brake pedal that has worked the second contour of brake system. Simultaneously with it it is necessary to use a lay brake. In any case, after a car stop at refusal of working brake system, it is necessary to find necessarily a cause of a failure, to eliminate it and only after that to continue movement. Is inadmissible to continue movement, hoping only for the second contour of brake system or on use of a lay brake as worker.

<= the previous page

Rambler's Top100

 

Особенности управления автомобилем при торможении
(часть 2)

Однако наибольшего эффекта можно достичь торможением на грани блокировки колес - так называемым ступенчатым торможением (рис. 20, г). При этом водитель ослабляет давление на педаль тормоза, как только почувствует, что началась блокировка одного из колеса. Обычно начинается блокировка одного из задних колес, которые разгружаются за счет продольного крена при торможении. Почувствовав блокировку, водитель слегка ослабляет давление на педаль тормоза блокировка прекращается - водитель снова увеличивает давление, я так несколько раз до полной остановки автомобиля.

При выполнении как служебного, так и особенно экстренного торможения необходимо использовать тормозной эффект двигателя Этот прием особенно важен и обязателен при движении на мокрой и скользкой дороге. При этом следует иметь в виду, что тормозная сила, создаваемая двигателем, зависит от включенной передачи. Поэтому для достижения наибольшего тормозного эффекта при движении на высшей передаче необходимо перейти на низшую передачу причем наибольший тормозной эффект будет на первой передаче.

Все передачи переднего хода современных легковых автомобилей, как правило, синхронизированы, однако, если необходимо резко уменьшить скорость за счет тормозного эффекта двигателя, например переключения с четвертой передачи на вторую, следует осуществлять прием выравнивания частоты вращения зубчатых колес включаемой передачи. Для этого необходимо последовательно: быстро отпустить педаль акселератора, выжать педаль сцепления, выключить четвертую передачу, отпустить педаль сцепления и резко нажать на педаль акселератора, тем самым резко увеличив частоту вращения коленчатого вала двигателя при выключенной передаче. Затем вновь также быстро надо выжать педаль сцепления, включить вторую передачу и плавно отпустить педаль сцепления. Подобное переключение позволит включить требуемую низшую передачу и избежать повышенных износов и поломок деталей синхронизаторов.

В случае экстренного торможения, когда невозможно по времени переключиться на низшую передачу, необходимо использовать ступенчатое торможение с включенной передачей, на которой осуществлялось движение, и не выключать сцепления.

При торможении в гололед или дождь, когда коэффициент сцепления низкий, следует начинать торможение, не применяя тормоза, а только последовательно переключая передачи с высшей на низшую, а когда появятся рывки в трансмиссии, выключают сцепление и останавливают автомобиль с помощью тормозов.

При торможении передние колеса из-за инерционного перераспределения масс нагружены больше, чем задние, поэтому передними колесами трудно управлять, особенно на поворотах. Следовательно, нельзя резко тормозить на поворотах, так как это еще больше нагрузит внешнее управляемое колесо, на которое воздействует центробежная сила. Поэтому желательно перед поворотом по возможности снизить скорость и тормозить при прохождении поворота плавно, растянув процесс торможения на большее время.

Для эффективного использования всех приемов торможения, в том числе и экстренного, следует отработать их практически в различных дорожных условиях на участке, где нет движения. В этих целях полезно на скользком или заснеженном укатанном участке шириной, достаточной для безопасности остановки автомобиля, выполнить упражнения. Первоначально на небольшой скорости, 30...40 км/ч, провести торможение с полной блокировкой колес, ощущая постоянное замедление автомобиля и его боковой снос от первоначального направления движения. Последнее условие будет особенно заметно, если при этом поворачивать рулевое колесо в разные стороны.

При выполнении этого упражнения необходимо отметить безопасными предметами (мягкими вешками) тормозной путь автомобиля. Затем при этой же начальной скорости осуществить прерывистое и ступенчатое торможение, причем вначале циклы прерывания можно делать Достаточно большими, чтобы почувствовать моменты блокировки и растормаживания колес, а затем эти циклы уменьшать до максимально возможных, осуществляя пульсирующее замедление автомобиля, уменьшая тормозной путь и корректируя направление движения.

В дальнейшем, соблюдая безопасность движения, можно увеличить первоначальную скорость торможения до 80...100 км/ч, а также отработать использование тормозного эффекта двигателя включением понижающих передач.

И наконец, крайний случай торможения при отказе рабочей тормозной системы. Эта критическая ситуация проявится в виде провала тормозной педали до упора в пол кузова. При этом, не теряя хладнокровия, необходимо несколькими качками нажимать на тормозную педаль чтобы сработал второй контур тормозной системы. Одновременно с этим необходимо использовать стояночный тормоз. В любом случае, после остановки автомобиля при отказе рабочей тормозной системы, необходимо обязательно найти причину отказа, устранить ее и только после этого продолжать движение. Недопустимо продолжать движение, надеясь только на второй контур тормозной системы или на использование стояночного тормоза как рабочего.

<= предыдущая страница

Rambler's Top100