driving Receptions in especially dangerous conditions
(A part 3)

The begun rain is Most dangerous to movement small (sowing) or only. Such rain creates on road pylegrjazevuju the greasing essentially worsening factor of coupling of tyres with road, even in relation to a wet covering after an intensive rain. Skilled drivers in such cases at once, but smoothly reduce speed.

Besides, at a drizzle or even at the raised humidity of air the covering of a road cloth becomes damp and behind ahead going car the original loop is formed of the weighed particles of water and a dirt which, getting on a windshield of the following car, pollute it, worsening visibility. But for clearing of a windshield by a screen wiper small, it is not enough rain, and before screen wiper inclusion it is necessary to moisten plentifully glass with water from stekloomyvatelja, otherwise the first movements of a screen wiper will smear only a dirt on glass and for some time completely will close the review.

If on roads soil roadsides, it is necessary to mean that during a rain they will become covered by very slippery film, and it creates an essential difference in coupling properties of road and a roadside. Therefore at movement it is necessary to try, that car wheels did not get on a roadside. If nevertheless for any reasons of a wheel of the car will appear on the soaked roadside of road, it is impossible to do sharp movements by a wheel and to use a brake pedal. In this case it is necessary to lower smoothly speed, braking by means of the engine, and smoothly to return on road. Then on small speed to pass some metres (it is good on a small pool) to wash out a protector of tyres from the jammed dirt.

If on road even superficial pools it is better to lower beforehand speed. The matter is that at journey through pools at great speed there is a sharp increase in resistance kacheniju, especially if the right wheels get to a pool only left or only, - unilateral resistance and - as consequence - unexpected for the driver a car turn is created.

If necessary to pass by a deep water part of road or to overcome ford it is necessary to stop and check up a condition of a place of entrance and departure which should be firm, flat and without deep hollows. The car can overcome ford depth to 0,5 m at small speed. But thus it is necessary to consider, what even at insignificant speed there is a wave which increases height of water which, having reached systems of ignition or soaking up branch pipes of the carburettor, can stop work of the engine or even to put it out of action.

Often after car journey through a deep pool efficiency of action of brakes - the water which has got to brake drums and disks sharply decreases, reduces factor of a friction brake kolodok on a drum (or to a disk) to a minimum. Therefore at once after departure from a pool it is necessary, continuing to move, some times to press on brake pedal and to dry brakes. Thus it is necessary to watch that in front of the car there were no hindrances on distance, sufficient for its stop only by means of braking by the engine. It is impossible to forget that brakes not all equally that is why, before to continue movement in a usual mode get warm, it is recommended to check up uniformity of drying of wheel brakes some times: if brakes are dried insufficiently and non-uniformly, the car at braking will withdraw aside.

Serious danger to the car at movement at great speed on wet equal road is represented by so-called hydroplaning which consists that water has not time to be squeezed out from under wheels and forms before them similarity of a water wedge (fig. 46). The wheel slightly rises over a road surfacing (on some millimetres) and moves on a water pillow, without having practically coupling with road.

car Hydroplaning

a Fig. 46. Car hydroplaning

Speed at which the specified phenomenon can begin, depends on drawing of a protector and degree of deterioration of tyres, quality of a road covering, a thickness of a sheet of water, loading on forward wheels. As a rule, at management of a hand of the driver all time as though feel road. Little pushes, suspension bracket fluctuations - all it is transferred through a steering wheel. Absence of such signals - one of indicators of the beginning of hydroplaning. As other symptom that the car ceases to hold confidently a direction can serve, as though starts to float on road. The most reliable way to eliminate hydroplaning - smoothly, but quickly to reduce giving of fuel and to lower speed, but only without use of brakes. In this case water will have time to be squeezed out from under a wheel, the water wedge will collapse, wheels will contact with road and hydroplaning will disappear.

<= the previous page - the following page =>

Rambler's Top100

 

Приемы управления автомобилем в особо опасных условиях
(часть 3)

Наиболее опасен для движения мелкий (сеющий) или только начавшийся дождь. Такой дождь создает на дороге пылегрязевую смазку, существенно ухудшающую коэффициент сцепления шин с дорогой, даже по отношению к мокрому покрытию после интенсивного дождя. Опытные водители в таких случаях сразу же, но плавно снижают скорость.

Кроме того, при мелком дожде или даже при повышенной влажности воздуха покрытие дорожного полотна становится влажным и за впереди идущим автомобилем образуется своеобразный шлейф из взвешенных частиц воды и грязи, которые, попадая на лобовое стекло следом идущего автомобиля, загрязняют его, ухудшая видимость. Но для очистки лобового стекла стеклоочистителем мелкого, дождя недостаточно, и перед включением стеклоочистителя необходимо обильно смочить стекло водой из стеклоомывателя, в противоположном случае первые движения стеклоочистителя лишь только размажут грязь по стеклу и на какое-то время полностью закроют обзор.

 Если на дорогах грунтовые обочины, следует иметь в виду, что в дождь они покроются очень скользкой пленкой, и это создает существенную разницу в сцепных свойствах дороги и обочины. Поэтому при движении надо стараться, чтобы колеса автомобиля не попадали на обочину. Если все же по каким-либо причинам колеса автомобиля окажутся на размоченной обочине дороги, нельзя делать резких движений рулем и пользоваться педалью тормоза. В этом случае надо плавно снизить скорость, тормозя с помощью двигателя, и плавно вернуться на дорогу. Затем на небольшой скорости проехать несколько метров (хорошо по небольшой луже), чтобы промыть протектор шин от набившейся грязи.

Если на дороге даже неглубокие лужи, то лучше заблаговременно снизить скорость. Дело в том, что при проезде через лужи на большой скорости возникает резкое увеличение сопротивления качению, особенно если в лужу попадают только левые или только правые колеса, - создается одностороннее сопротивление и - как следствие - неожиданный для водителя разворот машины.

При необходимости проехать по глубокой водной части дороги или преодолеть брод следует остановиться и проверить состояние места въезда и выезда, которые должны быть твердыми, пологими и без глубоких выбоин. Легковой автомобиль может преодолевать брод глубиной до 0,5 м при малой скорости. Но при этом нужно учитывать, что даже при незначительной скорости появляется волна, которая увеличивает высоту воды, которая, достигнув системы зажигания или всасывающих патрубков карбюратора, может остановить работу двигателя или даже вывести его из строя.

Часто после проезда автомобиля через глубокую лужу резко уменьшается эффективность действия тормозов - вода, попавшая в тормозные барабаны и диски, снижает коэффициент трения тормозных колодок по барабану (или диску) до минимума. Поэтому сразу же после выезда из лужи нужно, продолжая двигаться, несколько раз нажать на тормозную педаль и просушить тормоза. При этом необходимо следить за тем, чтобы перед автомобилем не было никаких помех на расстоянии, достаточном для его остановки только с помощью торможения двигателем. Нельзя забывать, что прогреваются тормоза не все одинаково, а потому, прежде чем продолжить движение в обычном режиме, рекомендуется несколько раз проверить равномерность просушки колесных тормозов: если тормоза просушены недостаточно и неравномерно, автомобиль при торможении будет уводить в сторону.

Серьезную опасность для автомобиля при движении на большой скорости по мокрой ровной дороге представляет так называемое аквапланирование, которое заключается в том, что вода не успевает выдавливаться из-под колес и образует перед ними подобие водяного клина (рис. 46). Колесо слегка поднимается над покрытием дороги (на несколько миллиметров) и движется на водяной подушке, не имея практически сцепления с дорогой.

Аквапланирование автомобиля

Рис. 46. Аквапланирование автомобиля

Скорость, при которой может начаться указанное явление, зависит от рисунка протектора и степени износа шин, качества дорожного покрытия, толщины слоя воды, нагрузки на передние колеса. Как правило, при управлении руки водителя все время как бы чувствуют дорогу. Легкие толчки, колебания подвески - все это передается через рулевое колесо. Отсутствие таких сигналов - один из показателей начала аквапланирования. Другим симптомом может служить то, что автомобиль перестает уверенно держать направление, как бы начинает плавать по дороге. Наиболее надежный способ устранить аквапланирование - плавно, но быстро уменьшить подачу топлива и снизить скорость, но только без использования тормозов. В этом случае вода будет успевать выдавливаться из-под колеса, водяной клин разрушится, колеса войдут в контакт с дорогой и аквапланирование исчезнет.

<= предыдущая страница - следующая страница =>

Rambler's Top100