driving Receptions in a night-time
And in the conditions of insufficient visibility (a part 2)

At car movement in a night-time often it is necessary to make overtaking. As a rule, overtaking is preceded by car movement in a free mode. Hence, the driver shines road with a headlight. As approaching the car-leader it is necessary to take the measures preventing blinding of the driver through a rear-view mirror. For this purpose on distance of 150 m should be passed to a passing light and to come nearer to the car-leader on 75... 50 m, continuing to move on one strip with it. Such reception of approach to the leader is safe for the leader, does not cause its blinding and even essential increase of level of adaptation as switchings are carried out on sufficient distances. The passing light on distance of 50 m cannot blind the driver through a rear-view mirror as the right party of a light bunch of headlights raised over road does not get to mirrors.

For the overtaking car this reception also is safe, as for its driver the visibility range necessary on safety conditions, the distance to the car going t ahead (cars dvizhutsja on one strip, therefore instant occurrence of obstacles in an interval between them is improbable) is. Further the driver of the overtaking car should leave on a lane for overtaking and, having included a headlight, to see an oncoming traffic strip on possible bolshem distance forward. Thus first of all it is necessary to be convinced of absence on a strip of white fires. Headlights or forward dimensional fires of counter vehicles can be them. In the presence of such fires or at least light glow on horizon overtaking becomes very dangerous. He demands from the driver of a wide experience and ability correctly to Count a parity of speeds of cars of the leader, the counter and car, and also to consider other factors defining length of a way of overtaking and degree of its danger. At night when correct definition of the listed factors is extremely complicated to overtake in the presence of the counter car it is impossible.

In the absence of counter vehicles it is necessary to see a lane as it is possible further and to be convinced of absence on it of motionless obstacles. Motionless obstacles in a counter strip are less dangerous, than moving towards a vehicle as the driver has time to stop, without reaching to an obstacle (if speed of movement is chosen correctly according to range of illumination). However it is desirable, that the zone of overtaking did not exceed on range of a zone of illumination by a headlight of headlights. The departure moment on an oncoming traffic strip as the obstacle can be closed the car-leader case is dangerous. Hence, at overtaking it is impossible to come nearer too quickly to the leader and suddenly to leave on an oncoming traffic strip; it is necessary to have always a reserve of distance for return on an initial lane.

Having convinced of absence on a counter strip of any obstacles, it is necessary to increase sharply speed of movement and to catch up the car-leader, moving with the included headlight of headlights. Having caught up with the leader, having made one-two switchings of light of headlights with distant on near and having received the answer that the overtaking signal is accepted also overtaking it is safe (short-term inclusion overtaken the right index of turn and car displacement to the right), it is possible to overtake the leader. After that it is necessary to increase distance between cars to 50... 75 m and to finish overtaking, quickly having returned on an initial lane. Thus it is necessary to consider the following: if the driver returns on an initial lane too early, he risks to cause collision. At night, besides, it will be necessarily blinded through a rear-view mirror by headlights of the car which it has just overtaken.

The Driver of the overtaken car should be rather attentive also in a difficult and dangerous situation of overtaking at night and predict its possible development. He is obliged to facilitate whenever possible overtaking maneuver. At approach of the overtaking car it is necessary to be convinced in advance that both lanes (the basic and counter) are free, then to accept to the right, to lower speed of movement and in reply to a signal overtaking to show that the road ahead is free also overtaking is possible, i.e. To include the right index of turn.

When the overtaking car will return on the lane, the driver whom have overtaken, should remember collision possibility if the overtaking has incorrectly executed maneuver, and to switch headlights from a headlight on near, and to move with it until the car-leader will not leave forward on distance more than 150 m. Then it is necessary to pass to a headlight again. If there are any reasons, disturbing to overtaking or doing it dangerous, the driver of the overtaken car should accept one of following measures:

  • to show inclusion of the left index of turn that overtaking is impossible or dangerous;
  • it is necessary to include the index of the right turn, to blink 2... 3 times a braking signal to accept to the right, to lower speed (if it is necessary, to a full stop) and more likely to pass overtaking forward that he has had time to return to an obstacle in an initial lane or to go round it.

The First reception is more preferable, as it prevents danger to both drivers. The second reception should be applied in a case when overtaking, despite the prevention, all the same continues overtaking, essentially exceeding speed.

At movement at night, especially on a long distance, it is always convenient to move for the leader. However the leader should be chosen successfully. At the heart of movement for the leader the principle lies: in an interval between the leader and conducted obstacle occurrence is improbable. It gives the chance to move being guided by dimensional fires of the leader (at preservation of a safe interval), i.e. With a smaller emotional pressure and (if dimensions of the leader are great enough) to avoid blinding.

At movement of the car at night on roads with turns, on liftings and descents the driver can beforehand be guided on a distant beam of light of headlights. At approach to lifting top on the shined horizon silhouettes of casual obstacles are visible, and light of counter cars does not blind. The same concerns and the driver of the counter car. As both drivers in this case appear during the moment when they are the close friend from the friend, drivers should be ready to switch off a headlight quickly. When one car moves down from mountain, and another comes nearer to it on equal road, light switching on near can be postponed till the moment while both cars will not appear at one level.

On turns one of drivers of counter cars always is in the best conditions: he/she is the driver going on an inside of turn which light of the car blinds the driver of the car going on external edge of turn while the beam of light of the last is directed aside from road (fig. 42). It is necessary to remember it and beforehand to switch light At movement on an internal curve of turn. Besides, the passing light with a wide bunch in this case is more convenient, as it shines space in turn. The driver following on external edge, can and not switch a headlight on near if it does not disturb to the driver of the counter car.

Blinding action of light of headlights at travel on povorotahris. 42. Blinding action of light of headlights at travel on turns

a Fig. 42. Blinding action of light of headlights at travel on turns

At movement in city conditions the light mode varies from well shined sites of trunk mains to completely not shined lanes and local proezdov. It is necessary to allocate light signals against fires of advertising, the show-windows, the shined windows. Safety in such conditions in many respects depends on that, light devices of the car how much well help sight of the driver.

<= the previous page - the following page =>

Rambler's Top100

 

Приемы управления автомобилем в темное время суток
и в условиях недостаточной видимости (часть 2)

При движении автомобиля в темное время суток часто приходится совершать обгон. Как правило, обгону предшествует движение автомобиля в свободном режиме. Следовательно, водитель освещает дорогу дальним светом. По мере приближения к автомобилю-лидеру необходимо принять меры, предотвращающие ослепление водителя через зеркало заднего вида. Для этого на расстоянии 150 м надо перейти на ближний свет и приблизиться к автомобилю-лидеру на 75...50 м, продолжая двигаться по одной полосе с ним. Такой прием приближения к лидеру безопасен для лидера, не вызывает его ослепления и даже существенного повышения уровня адаптации, так как переключения осуществляются на достаточных расстояниях. Ближний свет на расстоянии 50 м не может ослепить водителя через зеркало заднего вида, так как правая приподнятая над дорогой сторона светового пучка фар не попадает в зеркала.

Для обгоняющего автомобиля этот прием также безопасен, так как для его водителя дальностью видимости, необходимой по условиям безопасности, является расстояние до автомобиля, идущего t впереди (автомобили движутся по одной полосе, поэтому мгновенное появление препятствий в интервале между ними маловероятно). Далее водитель обгоняющего автомобиля должен выехать на полосу движения для обгона и, включив дальний свет, просмотреть полосу встречного движения на возможно большем расстоянии вперед. При этом в первую очередь необходимо убедиться в отсутствии на полосе белых огней. Ими могут быть фары или передние габаритные огни встречных транспортных средств. При наличии таких огней или хотя бы зарева света на горизонте обгон становится очень опасен. Он требует от водителя большого опыта и умения правильно Рассчитывать соотношение скоростей автомобилей лидера, встречного и своего автомобиля, а также учитывать другие факторы, определяющие длину пути обгона и степень его опасности. Ночью, когда правильное определение перечисленных факторов крайне затруднено, обгонять при наличии встречного автомобиля нельзя.

При отсутствии встречных транспортных средств необходимо просмотреть полосу движения как можно дальше и убедиться в отсутствии на ней неподвижных препятствий. Неподвижные препятствия на встречной полосе менее опасны, чем движущееся навстречу транспортное средство, так как водитель успевает остановиться, не доезжая до препятствия (если скорость движения выбрана правильно в соответствии с дальностью освещения). Однако желательно, чтобы зона обгона не превышала по дальности зоны освещения дальним светом фар. Опасным является момент выезда на полосу встречного движения, так как препятствие может быть закрыто корпусом автомобиля-лидера. Следовательно, при обгоне нельзя слишком быстро приближаться к лидеру и внезапно выезжать на полосу встречного движения; необходимо всегда иметь резерв расстояния для возврата на первоначальную полосу движения.

Убедившись в отсутствии на встречной полосе каких-либо препятствий, нужно резко увеличить скорость движения и догнать автомобиль-лидер, двигаясь с включенным дальним светом фар. Догнав лидера, сделав одно-два переключения света фар с дальнего на ближний и получив ответ о том, что сигнал обгона принят и обгон безопасен (кратковременное включение обгоняемым правого указателя поворота и смещения автомобиля вправо), можно обгонять лидера. После этого необходимо увеличить расстояние между автомобилями до 50...75 м и закончить обгон, быстро вернувшись на первоначальную полосу движения. При этом надо учесть следующее: если водитель вернется на первоначальную полосу движения слишком рано, он рискует вызвать столкновение. Ночью, кроме того, он будет обязательно ослеплен через зеркало заднего вида фарами автомобиля, который он только что обогнал.

Водитель обгоняемого автомобиля должен также быть весьма внимателен в сложной и опасной ситуации обгона ночью и прогнозировать ее возможное развитие. Он обязан по возможности облегчить обгоняющему маневр. При приближении обгоняющего автомобиля надо заранее убедиться в том, что обе полосы движения (основная и встречная) свободны, затем принять вправо, снизить скорость движения и в ответ на сигнал обгоняющего показать, что дорога впереди свободна и обгон возможен, т. е. включить правый указатель поворота.

Когда обгоняющий автомобиль вернется на свою полосу движения, водитель, которого обогнали, должен помнить о возможности столкновения, если обгоняющий неверно выполнил маневр, и переключить фары с дальнего света на ближний, и двигаться с ним до тех пор, пока автомобиль-лидер не уйдет вперед на расстояние более 150 м. Затем необходимо снова перейти на дальний свет. Если возникают какие-либо причины, мешающие обгону или делающие его опасным, водитель обгоняемого автомобиля должен принять одну из следующих мер:

  • показать включением левого указателя поворота, что обгон невозможен или опасен;
  • надо включить указатель правого поворота, мигнуть 2...3 раза сигналом торможения, принять вправо, снизить скорость (если надо, до полной остановки) и скорее пропустить обгоняющего вперед, чтобы он успел до препятствия вернуться на первоначальную полосу движения или объехать его.

Первый прием предпочтительнее, так как он предотвращает опасность для обоих водителей. Второй прием надо применять в случае, когда обгоняющий, несмотря на предупреждение, все-таки продолжает обгон, существенно превышая скорость.

При движении ночью, особенно на дальние расстояния, всегда удобно двигаться за лидером. Однако лидера надо выбрать удачно. В основе движения за лидером лежит принцип: в интервале между лидером и ведомым возникновение препятствия маловероятно. Это дает возможность двигаться ориентируясь на габаритные огни лидера (при сохранении безопасного интервала), т. е. с меньшим эмоциональным напряжением и (если габариты лидера достаточно велики) избегать ослепления.

При движении автомобиля ночью на дорогах с поворотами, на подъемах и спусках водитель может заблаговременно ориентироваться по дальнему пучку света фар. При приближении к вершине подъема на освещенном горизонте видны силуэты случайных препятствий, и свет встречных автомобилей не слепит. То же относится и к водителю встречного автомобиля. Поскольку оба водителя в данном случае появляются в момент, когда они находятся близко друг от друга, водители должны быть готовы быстро выключить дальний свет. Когда один автомобиль съезжает с горы, а другой приближается к ней по ровной дороге, переключение света на ближний можно отложить до момента, пока оба автомобиля не окажутся на одном уровне.

На поворотах один из водителей встречных автомобилей всегда находится в лучших условиях: это водитель, едущий по внутренней стороне поворота, свет автомобиля которого ослепляет водителя автомобиля, едущего по внешнему краю поворота, в то время как пучок света последнего направлен в сторону от дороги (рис. 42). Об этом необходимо помнить и заблаговременно переключать свет При движении по внутренней кривой поворота. Кроме того, ближний свет с широким пучком в этом случае удобнее, так как он освещает пространство внутри поворота. Водитель, следующий по внешнему краю, может и не переключать дальний свет на ближний, если это не мешает водителю встречного автомобиля.

Ослепляющее действие света фар при разъезде на поворотахРис. 42. Ослепляющее действие света фар при разъезде на поворотах

Рис. 42. Ослепляющее действие света фар при разъезде на поворотах

При движении в городских условиях световой режим меняется от хорошо освещенных участков главных магистралей до полностью не освещенных переулков и местных проездов. Световые сигналы приходится выделять на фоне огней реклам, витрин, освещенных окон. Безопасность в таких условиях во многом зависит от того, насколько хорошо помогают зрению водителя световые приборы автомобиля.

<= предыдущая страница - следующая страница =>

Rambler's Top100